Когда одна функция вызывает другую, обычный метод сообщения между ними состоит в использовании глобальных переменных, возвращаемых значения и параметров вызываемой функции.

В языках программирования имеется два основных способа передачи параметров подпрограмме. Первый из них – передача по значению . При его применении в формальный параметр подпрограммы копируется значение фактического параметра (аргумента). В таком случае изменения формального параметра на фактический аргумент не влияют.

Вторым способом передачи параметров подпрограмме является передача по ссылке . При его применении в формальный параметр копируется адрес фактического аргумента. Это значит, что, в отличие от передачи по значению, изменения значения формального параметра приводят к точно таким же изменениям значения фактического аргумента.

В языке С есть только один способ сопоставления фактических и формальных параметров – передача по значению (передачи параметров по ссылке есть в С++). В Паскале есть передача по значенияю и по ссылке. Бывают и другие методы (в Fortran – копирование-восстановление, в Algol – передача по имени).

Передача по значению представляет собой простейший способ передачи параметров. При этом происходит вычисление фактических параметров, и полученные значения передаются вызываемой процедуре.

Метод передачи по значению реализуется следующим способом:

    формальный параметр рассматривается как локальная переменная, так что память для нее выделяется в записи активации вызываемой функции, т.е. в стеке;

    вызывающая функция вычисляет фактические параметры и помещает их значения в память, выделенную для формальных параметров.

19.2. Передача параметров в функции в языке с

В языке С всегда аргументы при вызове функции передаются по значению, т.е. в стеке выделяется место для формальных параметров функции и в это выделенное место при ее вызове заносятся значения фактических аргументов. Затем функция их использует и может изменять эти значения в стеке. Но при выходе из функции измененные значения теряются. Вызванная функция не может изменить значения переменных, указанных как фактические аргументы при обращении к данной функции.

void f(int k) { k = -k; } void main() { int i = 1; f(i); printf("i = %d\n", i); // результат: i = 1 }

Обратить внимание! Надо запомнить, что в функцию передается копия аргумента. То, что происходит внутри функции, не влияет на значение переменной, которая была использована при вызове в качестве аргумента. Кстати, именно благодаря этому, при вызове функции в качестве фактических аргументов можно указывать константы и выражения, а не только переменные.

19.3. Передача указателей в функции

А что делать, если функция должна изменить значение фактического параметра? Самый очевидный, но не самый лучший, способ – заменить такой параметр глобальной переменной. Минус – повышение шансов ошибиться из-за неучтенных побочных эффектов при вызове функций.

В случае необходимости функцию можно использовать для изменения передаваемых ей аргументов. В этом случае в качестве аргумента необходимо в вызываемую функцию передавать не значение аргумента, а значение его адреса, т.е. указатель. Так как функции передается адрес аргумента, то ее внутренний код в состоянии изменить значение этого аргумента,.

Указатель передается функции так, как и любой другой аргумент – по значению. Понятно, что при передаче адреса параметр следует объявлять как один из типов указателей.

Поскольку функция получает копию аргумента, она не сможет повлиять на сам указатель. Но она может записать все, что угодно туда, куда он направлен, используя для обращения к значению аргумента-оригинала операцию разыменования *.

Задача. Написать функцию для замены местами значений двух переменных и вызвать ее из функции main ().

void swap(int *pa, int *pb) { // параметры-указатели

*pa = *pb; // занести b в a

*pb = temp; // занести a в b

void main(void) {

int i = 10, j = 20;

printf("i и j перед обменом значениями: %d %d\n", i, j);

swap(&i, &j); // передаем адреса переменных i и j

Функция swap() может выполнять обмен значениями двух переменных, на которые указывают pa и pb, потому что в функцию передаются адреса переменных, а не их значения. Внутри функции, используя стандартные операции с указателями, можно получить доступ к содержимому переменных и провести обмен их значений.

Обратить внимание! В любую функцию, в которой используются параметры в виде указателей, необходимо при вызове передавать адреса аргументов, используя операцию взятия адреса &.

При вызове функции с аргументами-указателями не обязательно указывать в качестве параметра адрес переменной. Можно вместо этого передать значение указателя, в котором такой адрес содержится.

void main(void) {

int i = 10, j = 20;

int *pi = &i, *pj = &j;

printf("i и j перед обменом значениями: %d %d\n", i, j);

swap(pi, pj); // передаем адреса переменных i и j

printf("i и j после обмена значениями: %d %d\n", i, j);

Здесь мы работаем с указателями как с обычными переменными – засылаем в них значения с помощью оператора присваивания, а потом передаем функции.

Вывод: Если вызываемая функция используется для изменения переменных в вызывающей функции, то в качестве параметров ей надо передавать не сами нужные переменные, а либо их адреса, либо указатели на них.

Задача. Написать две функции для вычисления суммы двух отрицательных чисел и их вызов из функции main (). Исходные данные должны вводиться в функции main (). Первая функция должна возвращать заданную величину. Во второй функции обеспечить контроль правильности исходных данных. Функция, кроме вычисления заданной величины, должна возвращать признак правильности исходных данных.

int sum1(int a, int b) {

int sum2(int a, int b, int *sum) {

if (a >= 0 || b >= 0)

return 0; // признак неверных данных

return 1; // признак правильных данных

void main(void) {

scanf(“%d %d”, &x, &y);

printf("Сумма 1 = %d\n", sum1(x,y));

if (sum2(x,y,&s) == 1)

printf("Сумма 2 = %d\n", s);

printf("Неверные данные!\n");

Параметры в функцию могут передаваться одним из следующих способов:

При передаче аргументов по значению компилятор создает временную копию объекта, который должен быть передан, и размещает ее в области стековой памяти, предназначенной для хранения локальных объектов. Вызываемая функция оперирует именно с этой копией, не оказывая влияния на оригинал объекта. Прототипы функций, принимающих аргументы по значению, предусматривают в качестве параметров указание типа объекта, а не его адреса. Например, функция

int GetMax(int, int);

принимает два целочисленных аргумента по значению.

Если же необходимо, чтобы функция модифицировала оригинал объекта, используется передача параметров по ссылке. При этом в функцию передается не сам объект, а только его адрес. Таким образом, все модификации в теле функции переданных ей по ссылке аргументов воздействуют на объект. Принимая во внимание тот факт, что функция может возвращать лишь единственное значение, использование передачи адреса объекта оказывается весьма эффективным способом работы с большим числом данных. Кроме того, так как передается адрес, а не сам объект, существенно экономится стековая память.

С помощью указателей.

Синтаксис передачи с использованием ссылок подразумевает применение в качестве аргумента ссылки на тип объекта. Например, функция

double Glue(long& var1, int& var2);

получает две ссылки на переменные типа long и int. При передаче в функцию параметра-ссылки компилятор автоматически передает в функцию адрес переменной, указанной в качестве аргумента. Ставить знак амперсанда перед аргументом в вызове функции не нужно. Например, для предыдущей функции вызов с передачей параметров по ссылке выглядит следующим образом:

Glue(var1, var2);

Пример прототипа функции при передаче параметров через указатель приведен ниже:

void SetNumber(int*, long*);

Кроме того, функции могут возвращать не только значение некоторой переменной, но и указатель или ссылку на него. Например, функции, прототип которых:

*int Count(int); &int Increase();

возвращают указатель и ссылку соответственно на целочисленную переменную типа int. Следует иметь в виду, что возвращение ссылки или указателя из функции может привести к проблемам, если переменная, на которую делается ссылка, вышла из области видимости. Например,

Эффективность передачи адреса объекта вместо самой переменной ощутима и в скорости работы, особенно, если используются большие объекты, в частности массивы (будут рассмотрены позже).

Если требуется в функцию передать довольно большой объект, однако его модификация не предусматривается, на практике используется передача константного указателя. Данный тип вызова предполагает использование ключевого слова const, например, функция

const int* FName(int* const Number)

принимает и возвращает указатель на константный объект типа int. Любая попытка модифицировать такой объект в пределах тела вызываемой функции вызовет сообщение компилятора об ошибке. Рассмотрим пример, иллюстрирующий использование константных указателей.

#include

int* const call(int* const);

int X = 13; int* pX = &X; call(pX);

int* const call(int* const x)

//*x++; II нельзя модифицировать объект! return x;

Вместо приведенного выше синтаксиса константного указателя в качестве альтернативы при передаче параметров можно использовать константные ссылки, например:

const int& FName (const int& Number)

имеющие тот же смысл, что и константные указатели.

#include

const int& call(const int& x)

// нельзя модифицировать объект!

Заранее извиняюсь за пафосную аннотацию про "расстановку точек", но надо же как-то завлечь вас в статью)) Со своей стороны постараюсь, чтобы аннотация все же оправдывала ваши ожидания.

Вкратце о чем речь

Все это и так знают, но все же в начале напомню, как в 1С могут передаваться параметры метода. Передаваться они могут "по ссылке" и "по значению". В первом случае, мы передаем в метод то же самое значение, что и в точке вызова, а во втором - его копию.

По умолчанию в 1С аргументы передаются по ссылке, и изменение параметра внутри метода будет видно извне метода. Здесь дальнейшее понимание вопроса зависит от того, что именно вы понимаете под словом "изменение параметра". Так вот, имеется в виду повторное присваивание и ничего более. Причем, присваивание может быть неявным, например вызовом метода платформы, который возвращает что-то в выходном параметре.

Но если мы не хотим, чтобы наш параметр передавался по ссылке, то мы можем указать перед параметром ключевое слово Знач.

Процедура ПоЗначению(Знач Параметр) Параметр = 2; КонецПроцедуры Параметр = 1; ПоЗначению(Параметр); Сообщить(Параметр); // выведет 1

Все работает, как обещано - изменение (а правильнее сказать "замена") значения параметра не приводит к изменению значения вне метода.

Ну а в чем прикол-то?

Интересные моменты начинаются, когда мы начинаем передавать в качестве параметров не примитивные типы (строки, числа, даты и т.п.), а объекты. Вот тут-то и всплывают такие понятия, как "мелкая" и "глубокая" копия объекта, а также указатели (не в терминах C++, а как абстрактные дескрипторы (handles)).

При передаче объекта (например, ТаблицыЗначений) по ссылке, мы передаем само значение указателя (некий handle), который в памяти платформы "держит" объект. При передаче по значению платформа сделает копию этого указателя.

Иными словами, если, передавая объект по ссылке, в методе мы присвоим параметру значение "Массив", то в точке вызова получим массив. Повторное присваивание значения, переданного по ссылке, видно из места вызова.

Процедура ОбработатьЗначение(Параметр) Параметр = Новый Массив; КонецПроцедуры Таблица = Новый ТаблицаЗначений; ОбработатьЗначение(Таблица); Сообщить(ТипЗнч(Таблица)); // выведет Массив

Если же, мы передадим объект по значению, то в точке вызова наша ТаблицаЗначений не пропадет.

Содержимое объекта и его состояние

При передаче по значению копируется не весь объект, а только его указатель. Экземпляр объекта остается одним и тем же. Неважно, как вы передаете объект, по ссылке или по значению - очистка таблицы значений приведет к очистке именно таблицы. Эта очистка будет видна везде, т.к. объект был один-единственный и неважно, как именно он передавался в метод.

Процедура ОбработатьЗначение(Параметр) Параметр.Очистить(); КонецПроцедуры Таблица = Новый ТаблицаЗначений; Таблица.Добавить(); ОбработатьЗначение(Таблица); Сообщить(Таблица.Количество()); // выведет 0

При передаче объектов в методы платформа оперирует указателями (условными, не прямыми аналогами из C++). Если объект передается по ссылке, то ячейка памяти виртуальной машины 1С, в которой лежит данный объект, может быть перезаписана другим объектом. Если объект передается по значению, то указатель копируется и перезапись объекта не приводит к перезаписи ячейки памяти с исходным объектом.

В то же время любое изменение состояния объекта (очистка, добавление свойств и т.п.) изменяет сам объект, и вообще никак не связано с тем, как и куда объект передавался. Изменилось состояние экземпляра объекта, на него может быть куча "по-ссылок" и "по-значений", но экземпляр всегда один и тот же. Передавая объект в метод, мы не создаем копию всего объекта.

И это верно всегда, за исключением...

Клиент-серверное взаимодействие

В платформе очень прозрачно реализованы серверные вызовы. Мы просто вызываем метод, а под капотом платформа сериализует (превращает в строку) все параметры метода, передает на сервер, а потом возвращает выходные параметры обратно на клиента, где они десериализуются и живут, как будто ни на какой сервер не ездили.

Как известно, не все объекты платформы являются сериализуемыми. Именно отсюда растет ограничение, что не все объекты можно передать в серверный метод с клиента. Если передать несериализуемый объект, то платформа начнет ругаться нехорошими словами.

  • Явное объявление намерений программиста. Глядя на сигнатуру метода, можно четко сказать, какие параметры входные, а какие выходные. Такой код легче читать и сопровождать
  • Для того, чтобы изменение на сервере параметра "по ссылке" было видно в точке вызова на клиенте, п араметры, передаваемые на сервер по ссылке, платформа обязательно будет сама возвращать на клиента, чтобы обеспечить поведение, описанное в начале статьи. Если параметр не нужно возвращать, то будет перерасход трафика. Для оптимизации обмена данными параметры, значения которых нам не нужны на выходе, нужно помечать словом Знач.

Здесь примечателен второй пункт. Для оптимизации трафика платформа не будет возвращать значение параметра на клиент, если параметр помечен словом Знач. Все это замечательно, но приводит к интересному эффекту.

Как я уже говорил, при передаче объекта на сервер происходит сериализация, т.е. выполняется "глубокая" копия объекта. А при наличии слова Знач объект не поедет с сервера обратно на клиента. Складываем эти два факта и получаем следующее:

&НаСервере Процедура ПоСсылке(Параметр) Параметр.Очистить(); КонецПроцедуры &НаСервере Процедура ПоЗначению(Знач Параметр) Параметр.Очистить(); КонецПроцедуры &НаКлиенте Процедура ПоЗначениюКлиент(Знач Параметр) Параметр.Очистить(); КонецПроцедуры &НаКлиенте Процедура ПроверитьЗнач() Список1= Новый СписокЗначений; Список1.Добавить("привет"); Список2 = Список1.Скопировать(); Список3 = Список1.Скопировать(); // объект копируется полностью, // передается на сервер, потом возвращается. // очистка списка видна в точке вызова ПоСсылке(Список1); // объект копируется полностью, // передается на сервер. Назад не возвращается. // Очистка списка НЕ ВИДНА в точке вызова ПоЗначению(Список2); // копируется только указатель объекта // очистка списка видна в точке вызова ПоЗначениюКлиент(Список3); Сообщить(Список1.Количество()); Сообщить(Список2.Количество()); Сообщить(Список3.Количество()); КонецПроцедуры

Резюме

Если вкратце, то резюмировать можно следующим образом:

  • Передача по ссылке позволяет "затереть" объект совсем другим объектом
  • Передача по значению не позволяет "затереть" объект, но изменения внутреннего состояния объекта будут видны, т.к. идет работа с одним и тем же экземпляром объекта
  • При серверном вызове работа идет с РАЗНЫМИ экземлярами объекта, т.к. выполнялось глубокое копирование. Ключевое слово Знач запретит копирование серверного экземпляра обратно в клиентский, и изменение внутреннего состояния объекта на сервере не приведет к аналогичному изменению на клиенте.

Надеюсь, что этот несложный перечень правил позволит вам легче решать споры с коллегами насчет передачи параметров "по значению" и "по ссылке"