Печально осознавать, что в эпоху технического прогресса человеческий мозг по-прежнему остаётся загадкой. Кроме того, мы тратим миллионы долларов на развитие гигантских суперкомпьютеров и используем огромное количество энергии из невосполнимых ресурсов, чтобы обеспечить питанием эти приборы. А сравнительно маленький по размерам человеческий мозг по многим показателям по-прежнему превосходит самые мощные компьютеры.

Суперкомпьютеру требуется 82 944 процессоров и 40 минут работы, чтобы симулировать одну секунду мозговой активности человека.

В прошлом году суперкомпьютер K использовался учёными из Окинавского технологического университета в Японии и Исследовательского центра Юлих в Германии в попытке симулировать 1 секунду активности человеческого мозга.

Компьютер смог воссоздать модель из 1,73 миллиарда нейронов (нервных клеток). Однако в человеческом мозге около 100 миллиардов нейронов. То есть в человеческом мозге примерно столько нейронов, сколько звёзд в Млечном пути. Несмотря на то, что компьютеру удалось успешно симулировать 1 секунду мозговой активности, это заняло 40 минут.

Работник Корейского научного института проверяет суперкомпьютеры в Тэджоне, Южная Корея, 5 ноября 2004 г.


Суперкомпьютер К в 2011 г. был самым быстрым компьютером в мире. Его мощность около 10,51 петафлопс, т. е. примерно 10 510 триллионов операций в секунду. Технологии развиваются стремительно, поэтому сейчас К уже на четвёртом месте, на первом месте ― Tianhe-2 (33,86 петафлопс, 33 860 триллионов операций в секунду). Таким образом, за три года нам удалось утроить вычислительную мощность самого продвинутого компьютера.

Чтобы сделать эти цифры понятнее, iPhone 5п производит примерно 0,0000768 петафлопс. Итого, самый быстрый в мире компьютер примерно в 440 000 быстрее, чем графика iPhone 5, но медленнее, чем человеческий мозг.

В исследовании Мартина Хильберта из школы коммуникации Анненберга при Университете Южной Калифорнии, опубликованном в журнале Science в 2011 г., подсчитана способность мира обрабатывать информацию. Хильберт сформулировал её следующим образом: «Люди всего мира могут осуществить 6,4*1018 операций в секунду на обычных компьютерах образца 2007 г., что сравнимо с максимальным количеством нервных импульсов, возникающих в одном человеческом мозге за секунду».

Мозг дёшево обходится: он достаётся бесплатно

За исключением редких врождённых патологий мы все рождаемся с мозгом. Чтобы построить Tianhe-2, потребовалось $390 миллионов, сообщает «Форбс». При интенсивной работе он потребляет свыше 17,6 мегаватт энергии, площадь компьютерного комплекса занимает 720 кв. метров. Другие суперкомпьютеры более экономичны и потребляют около 8 мегаватт.

Для сравнения: 1 мегаватт равен 1 миллиону ватт. 100-ваттная лампочка при включении берёт 100 ватт. В итоге самый быстрый компьютер потребляет столько же энергии, сколько 176 000 лампочек.

Д-р Джефф Лайтон, технолог Dell корпорации по производству компьютеров, пишет в блоге: «Эти системы очень громоздкие, дорогие и энергозатратные».

Конечно, мозгу тоже требуется энергия. Он получает её из еды, для производства которой в современной сельскохозяйственной системе требуется топливо.

Компьютеры, которые мы используем в повседневной жизни, полезны. Но некоторые эксперты сомневаются в полезности суперкомпьютеров.

Газета South China Morning Post опубликовала статью о китайском суперкомпьютере Tianhe-2: «В отличие от персональных компьютеров, которые могут выполнять самые разные задачи -- от обработки текстов до игр и просмотра вэб-страниц, суперкомпьютеры построены для специфических задач. Для изучения их полной вычислительной возможности учёные потратили месяцы, если не годы, для написания и переписывания кодов, чтобы обучить машину эффективно выполнять свою работу».

Старший научный сотрудник из Пекинского компьютерного центра, пожелавший остаться анонимным, сказал South China Morning Post: «Пузырь суперкомпьютеров хуже, чем пузырь рынка недвижимости. Здание простоит десятилетия после того, как его построили, а компьютер, вне зависимости от того, настолько он быстрый по сегодняшним меркам, превратится в хлам уже через пять лет».

Что быстрее: компьютерный модем или человеческий мозг?

Многие учёные пытались измерить скорость обработки информации человеческим мозгом. Цифры, которые они называют, различаются и зависят от использованного подхода. Сравнение скорости модема и «скорости» работы мозга едва ли можно отнести к разряду точных наук.

Во-первых, нужно рассмотреть, сколько битов в секунду может обработать ваш мозг, затем посмотреть, сколько битов в секунду в среднем обрабатывает современный компьютер. Говоря иными словами, надо сравнить, сколько времени компьютеру требуется для загрузки изображения из Интернета, и сколько времени вам нужно, чтобы проанализировать то, что вы видите перед глазами.

Д-р Тор Норретрандерс, профессор философии из Бизнес-школы Копенгагена, написал книгу под названием «Иллюзия пользователя: сокращаем объём сознания», в которой он утверждает, что сознание обрабатывает примерно 40 бит/с, а подсознание — 11 миллионов бит/с.

Австрийский физик-теоретик Герберт В. Франке утверждал, что человеческий разум может осознанно усваивать 16 бит/с и осознанно удерживать в уме 160 бит/с. Он отмечает, что по этой причине ум может упростить любую ситуацию до 160 бит/с.

Фермин Москозо дель Прадо Мартин, когнитивный психолог из Университета Прованса во Франции, определил, что мозг обрабатывает примерно 60 бит/с. В своей статье в журнале Technology Review он сказал, что не уверен насчёт верхнего предела. То есть он не может утверждать, что мозг неспособен обработать больше 60 бит/с.

А теперь посмотрим, насколько быстро работает ваш компьютер дома.

Один мегабит в секунду равен 1 миллиону бит в секунду. Домашние модемы могут работать со скоростью от 50 мегабит в секунду до нескольких сотен мегабит в секунду. Это в миллион раз быстрее, чем ваше сознание, и, по крайней мере, в пять раз быстрее, чем ваше подсознание. То есть в этом отношении компьютеры однозначно превосходят мозг. Разумеется, эти цифры неточные, потому что с человеческим подсознанием многое до конца неясно.

Однако, хотя люди сравнительно медленно воспринимают информацию, то, как они умеют её обрабатывать, впечатляет.

Мы учимся и мы изобретаем

Учёные работают над созданием компьютеров, которые бы обладали творческими способностями. Но в настоящее время самый продвинутый искусственный интеллект в этом отношении уступает даже мозгу людей, живших тысячи лет назад.

Автор и инженер-электромеханик Райан Дьюб в статье для сайта MakeUseOf.com комментирует высказывание писателя Гэри Маркуса: «Фундаментальное различие между компьютерами и человеческим разумом ― это организация памяти».

Дьюб писал: «Чтобы найти информацию, компьютер использует расположения виртуальной памяти. В свою очередь человеческий мозг помнит, где находится информация благодаря намёкам. Они сами по себе являются единицей информации или памяти, связанной с информацией, которую надо найти.

«Это означает, что человеческий разум в состоянии связать между собой практически безграничное количество концепций самыми разными способами, а затем при получении новой информации убрать или восстановить эти связи. Эта особенность позволяет людям выйти за пределы уже изученной информации и создавать новые изобретения и искусство, что является отличительной особенностью человеческой расы».

Мозг мало изучен, и его преимущества до конца не раскрыты

National Geographic иллюстрирует, насколько сложно создать точную модель человеческого мозга. В февральском номере журнала в статье «Новая наука мозга» рассказывается, как учёные создали трёхмерную модель части мозга мыши размером с крупинку соли. Чтобы детально отобразить этот крошечный отдел, они использовали электронный микроскоп и разделили его на 200 секций, каждая толщиной в человеческий волос.

«Чтобы отобразить человеческий мозг схожим образом, потребовалось бы количество данных, превосходящее все тексты во всех библиотеках мира», ―пишет National Geographic.

В 2005 г. исследователи из Калифорнийского университета и Калифорнийского технологического института обнаружили, что лишь некоторые из 100 миллиардов нейронов в мозгу используются для хранения информации о конкретном человеке, месте или концепции. Например, они обнаружили, что когда людям показали фото актрисы Дженнифер Энистон, в мозгу реагировал один конкретный нейрон. А на фото актрисы Хэлли Берри реагировал уже другой нейрон.

11 мая 1997 компьютер Deep Blue победил чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова с общим счетом 3,5 на 2,5 очка. Две партии выиграл компьютер, один раз человек, а три партии было сыграно вничью. Это событие вызвало настоящий фурор. Сегодня специализированные компьютеры и программы тоже соревнуются с людьми в различных играх. И обычно побеждают. Мы расскажем, почему так происходит, а также расскажем о самых известных противостояниях человека и искусственного интеллекта.

От шахмат до киберспорта

Компьютер Deep Blue компании IBM, обыгравший Каспарова, не был обычным суперкомпьютером. Его проектировали специально для решения шахматных задач. Он имел 480 специализированных шахматных процессоров и 30 многозадачных.

Каждый шахматный процессор работал на мизерной по современным меркам частоте – 24 МГц. Но при этом обрабатывал в секунду от 2 до 2,5 млн шахматных позиций, а в целом компьютер мог просчитывать до 200 млн позиций в секунду.

Однако даже такая мощность не позволила машине выиграть все партии, из которых складывался поединок. К тому же первый поединок с Deep Blue выиграл именно Каспаров, а от третьего отказалась IBM. Это позволило гроссмейстеру и журналистам обвинить компьютерщиков в не совсем честной игре. Мол, между партиями второго матча они внесли коррективы в шахматную программу, которая позволила Deep Blue подстроиться под стиль Каспарова и избежать его ловушек.

В 2007 году специализированная программа Chinook обсчитала все возможные комбинации шашек – это, на минуточку, 5 миллиардов миллиардов (именно так, «миллиардов миллиардов») позиций. То есть лучший игрок мира мог максимум свести игру вничью.

В мае 2017 года произошло еще одно знаменательное событие – искусственный интеллект победил Ке Дзе, чемпиона мира по стратегической игре го . Участники этой игры кладут на игровое поле черные и белые «камни», чтобы оградить своим цветом большую территорию, чем соперник.

Го гораздо более вариативная, чем шахматы. В ней значительно большее количество возможных ходов, а игровое поле может иметь различные размеры (по договоренности игроков). Новички, например, могут играть на поле 7 на 7, а профи – 19 на 19.

Победила чемпиона мира программа AlphaGo , которую разработали в компании DeepMind. Она базировалась на искусственной нейронной сети и использовала два учебных алгоритма. Сначала AlphaGo изучала игру, анализируя сыгранные людьми партии. Когда основы го стали понятны программе, она начала играть сама с собой. Такое обучение продолжалось три года, что в итоге позволило программе стать лучшим игроком в мире.

Есть много других примеров. В 2008 году покерный бот Polaris, разработанный командой из Университета Альберты, победил чемпиона мира по техасскому холдему (самая популярная разновидность покера) и еще одного профессионального игрока в игре один на один.

А специалисты из Университета Карнеги-Меллон разработали программу Libratus, которая в начале 2017 победила в игре один на один четырех профессионалов. Бот Libratus тоже использует в работе нейронные сети и учился покеру, играя сам с собой, и в конце концов научился даже блефовать так, что профессионалы обычно не разгадывали его намерений.

В начале августа 2017 бот OpenAI победил лучших киберспортсменов по дисциплине Dota 2. Этот случай стал первым, когда искусственный интеллект победил профессиональных киберспортсменов в их дисциплинах вообще.

Кто сильнее – человек или компьютер?

Можно ли сказать, что искусственный интеллект превзошел человека в большинстве популярных игр? Вероятно, нет. В каждом из описанных случаев с человеком играл специально разработанный для этого инструмент и, как правило, были особые условия. Так, разработчики AlphaGo говорят, что при изменении размеров поля программа сразу пасует, потому что училась играть только на размере 19 на 19, тогда как человек будет спокойно играть на любом поле, хоть 40 на 40.

Покерные боты, которые выносят чемпионов в игре один на один, провалятся в игре с девятью пьяными любителями в пиццерии. А бот, победивший в Dota 2, играл один на один (обычно играют пять на пять) и, скорее всего, имел доступ к информации, которой не было у человека (то есть, просто читерил). В то же время любой серьезный игрок в, например, StarCraft 2 без проблем побеждает лучших ботов для этой игры.

То есть искусственный интеллект, использующий технологии машинного обучения и нейронные сети, действительно может победить человека, но при соблюдении четких правил и условий и после долгой подготовки. Что же касается обычных программ на гаджетах или в интернете, ни одна из них не способна победить профессионального игрока в те же шахматы или го.

Также есть много областей, где искусственный интеллект пока совсем пасует, – это задачи без фиксированных правил или с контекстной зависимостью. Это, например, разгадывание ребусов и других головоломок. Хотя, например, в области кроссвордов прогресс – программа Dr.Fill, участвующая в американском чемпионате по кроссвордам, заняла в 2017 году 11 место, тогда как в 2013 было 92 место, а в 2015 – 55-е.

Конечно, если крупные IT-компании захотят создать искусственный интеллект, который победит человека в той или иной игре, они его создадут. Вопрос лишь в том, сколько ресурсов на это нужно. Вряд ли тот же Google захочет потратить $ 10 млрд на создание бота, который победит чемпиона по StarCraft 2 или займет первое место в решении кроссвордов.

Команды, которые создают искусственный интеллект для игр, обычно тестируют на них алгоритмы. Эти алгоритмы понадобятся для решения более серьезных задач. Например, покерный бот играет в игру с ограниченной информацией. Такие навыки могут в конечном итоге помочь торговать на бирже. А команда DeepMind, которая создала AlphaGo, отправила программу на покой, а сама занимается разработкой алгоритмов для поиска новых материалов и разработки лекарств. И опыт по AlphaGo помогает им в работе.

Поэтому можно спать спокойно – если вы действительно во что-то хорошо играете, смартфон вас не обыграет. Пока что.

Сможет ли Интернет, вобравший в себя вычислительный потенциал компьютеров миллионов пользователей по всему миру сравниться в эффективности с человеческим мозгом? К сожалению, нет, считает британская газета Guardian . Даже если сумеем относительно точно вычислить производительность такого "единого" компьютера, попытка сравнить ее с производительностью мозга заведомо обречена на провал, поскольку мозг выполняет одновременно превеликое множество действий.

На самом деле, человечество уже давно обладает таким "единым" компьютером. По мнению одного из основателей журнала Wired Кевина Келли, миллионы подключенных к Интернету ПК, мобильные телефоны, КПК и другие цифровые устройства,можно рассматривать, как компоненты Единого компьютера. Его центральный процессор - это все процессоры всех подключенных устройств, его жесткий диск - жесткие диски и флэш-накопители всего мира, а оперативная память - суммарная память всех компьютеров. Ежесекундно этот компьютер обрабатывает объем данных, равный всей информации, содержащейся в библиотеке Конгресса, а ее операционной системой является Всемирная паутина.

Вместо синапсов нервных клеток она использует функционально похожие гиперссылки. И те и другие отвечают за создание ассоциаций между узловыми точками. Каждая единица измерения мыслительного процесса, например идея, растет по мере того, как возникают все новые и новые связи с другими мыслями. Также и в сети: большее количество ссылок на определенный ресурс (узловую точку) означают большую значимость ее для Компьютера в целом. Более того, количество гиперссылок во Всемирной сети вплотную приближается к количеству синапсов в человеческом мозге. По оценкам Келли, к 2040 году общепланетарный компьютер будет располагать вычислительной мощностью, соизмеримой с коллективной мощностью мозгов всех 7 млрд. человек, которые к тому моменту будут населять Землю.

А что же, собственно человеческий мозг? Давно устаревший биологический механизм. Наше серое вещество работает со скоростью самого первого процессора Pentium, образца 1993 года. Иными словами, наш мозг работает на частоте 70 МГц. Кроме того, наши мозги действуют по аналоговому принципу, так что о сравнении с цифровым методом обработки данных и речи быть не может. Вот в этом и заключается основное отличие синапсов от гиперссылок: синапсы, реагируя на окружающую их среду и поступающую информацию, искусно изменяют организм, который никогда не имеет двух одинаковых состояний. Гиперссылка, же, напротив, всегда одинакова, в противном случае начинаются проблемы.

Тем не менее, нельзя не признавать, что наш мозг значительно превосходить по эффективности любую искусственную систему, созданную людьми. Совершенно таинственным образом все гигантские вычислительные способности мозга помещаются в нашей черепной коробке, весит чуть больше килограмма и при этом для его функционирования необходимо всего 20 Вт энергии. Сравните эти показатели с теми 377 млрд. Вт, которые сейчас, по примерным вычислениям, потребляет Единый Компьютер. Это, между прочим, целых 5% общемирового производства электроэнергии.

Один лишь факт такого чудовищного энергопотребления, никогда не позволит Единому компьютеру даже близко сравниться с человеческим мозгом по эффективности. Даже в 2040 году, когда вычислительные мощности компьютеров станут заоблачными, их энергопотребление будет неизменно возрастать.

Великасова Марина

человек или компьютер?»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 100»

Выступление на научно-практической конференции

«Мир здоровья»

«Искусственный интеллект: кто умнее,

человек или компьютер?»

Подготовила выступление

Ученица 11 класса Б

Великасова Марина

Руководитель:

Учитель информатики

Папшева В.В.

г. Новокузнецк – 2005г.

В этом году школьному предмету информатике исполнилось 20 лет. Введение в школьную программу такой дисциплины, как информатика, существенно изменило соотношение других учебных дисциплин в школе. Изменилось мышление, представление детей о мире техники и, в частности, о «компьютерном мире».

Целью моего исследования являлось выяснение отношения учащихся к проблеме «Человек и ЭВМ».

Исследование заключалось в проведение устного и письменного опроса учащихся разного возраста с последующим анализом и сравнением полученных данных. Участвовали в исследовании школьники в возрасте от 11 до 14 лет. Всего было опрошено 135 человек со следующим распределением по возрастам: 11 лет – 19 человек, 12 лет – 54 человека, 13 лет- 48 человек, 14 лет – 14 человек.

Ответы на группу вопросов «Человек и ЭВМ», на мой взгляд, интересные и показательные. Чтобы заинтересовать школьников темой обсуждения, некоторые вопросы были представлены в форме рассказов с проблемными ситуациями.

Итак, главный вопрос – «Искусственный интеллект: кто умнее, человек или компьютер?»

В привычных понятиях «мышление» и «интеллект» таится много загадочного и неизвестного. Попытки точно сформулировать эти понятия обычно ставят нас в тупик. Даже профессионалы, занимающиеся изучением мозга и моделированием процессов мышления, затрудняются четко определить, что такое интеллект.

В качестве примера можно привести вариант определения, предложенного американским специалистом в области искусственного интеллекта М. Минским: «Никто не возьмет на себя смелость объяснить другим людям значение слова, которое они и без того хорошо понимают. Так что будем его употреблять в том смысле, в котором оно обычно употребляется: интеллект – это способность решать трудные задачи, скажем такого типа, как построить ракету или систему дальней связи. Важной особенностью того, что мы называем интеллектом, является способность решать в широком масштабе новые, нетрадиционные задачи…».

Приведенное определение далеко не бесспорно. Мыслящий человек может с ним не согласиться и предложить свое определение. Но это не так просто сделать. Трудность (и одновременно парадокс) заключается в том, что мы всю жизнь используем свой интеллект, почти ничего не зная о нем.

Человек обладает той или иной степенью интеллекта. Человек накапливает знания, не меняя способ мышления и не забывая уже известных фактов (по крайней мере, большей ее части). В основе человеческой деятельности лежит мышление. Пример:

Звенит звонок на урок, и вы направляетесь в класс. Это - автоматическая реакция, т.е. решение задачи, которую ставит перед мозгом внешний сигнал – звонок.

Пример:

Звучит вопрос учителя, и вы поднимаете руку, если хотите, чтобы вас спросили или, например, опускаете голову, если не хотите этого. Результат, к которому вы стремитесь, - это цель, на достижение которой направлены мыслительные процессы, протекающие в человеческом мозге.

«Носителем» интеллекта является наш мозг. Интеллект человека реализуется с помощью процессов, происходящих в определенных его частях.

Человеческий мозг – это огромное хранилище знаний. Человек постоянно приобретает новые знания и применяет их к возникающим ситуациям.

Известна метафора: мозг – это компьютер. Она основывается на том, что электронные компоненты компьютера, перерабатывая информацию, «распознают» (дешифрируют) различные сигналы, отфильтровывают ненужные и обрабатывают те из них, на работу с которыми они запрограммированы. Клетки мозга проявляют эклектическую активность, а их совокупности представляют собой функциональные подсистемы. Поэтому их можно рассматривать как живые транзисторы, образующие большие интегральные схемы (БИС), предназначенные для выполнения интеллектуальных функций.

На стыке двух наук – информатики и нейробиологии – зародилось новое научное направление, получившее название «искусственный интеллект». Оно нацелено на создание методов и средств решения интеллектуальных задач с помощью компьютеров.

Другими словами, искусственный интеллект (ИИ) – это система, моделирующая на компьютере мышление человека.

Человек создал себе конкурента, т.е. объект с искусственным интеллектом «по образу и подобию своему». Такие «думающие машины» способны не только распознавать речь, но и зрительные образы, также они могут решать с быстродействием трудоемкие задачи, и их деятельность может быть направлена на решение других поставленных для них целей.

Механизм формирования высших функций мозга, таких как сознание, творчество, мышление в целом, представляют собой одну из фундаментальных тайн природы, которая давно привлекает внимание специалистов различных областей знания. В настоящее время широко распространено представление о том, что наш мозг функционирует подобно большой ЭВМ. Несмотря на то, что такое представление аргументировано, оно встречает обоснованные возражения, связанные с существованием некоторых важных свойств человеческого мышления, которые не находят удовлетворительного объяснения в рамках модели мозга как вычислительной системы. К ним относятся интуиция, подсознательные побуждения, управляющие поведением, эмоциональные оценки сложных явлений (такие как чувство гармонии и красоты) и другие еще более таинственные свойства мозга, которые, возможно, простираются вплоть до гипноза.

Так рассуждают ученые. А вот что думают по этому вопросу наши школьники.

Опрос обучающихся 5-6-х классов показал, что 80% обучающихся считают, что умнее человек, а вот на вопрос «Кто сильнее, человек или компьютер?» мнения разделились: 50% обучающихся считают, что сильнее человек, а 50% - компьютер.

Вот какие доводы приводят ребята этой параллели классов.

Вопрос - «Кто умнее, человек или компьютер?»

«Многие люди считают, что если что-нибудь нужно узнать, надо обращаться к компьютеру. Но есть и книги, и прекрасные выводы ученых. Я считаю, что человек все-таки умнее компьютера». (Дунаев Иаков, 5-а класс).

« Я хочу сказать ученым, что компьютер умнее человека. Когда человек не знает чего-либо, он обращается к компьютеру». (Воловникова Кристина, 5-а класс).

«Умнее человек. Он сам думает, размышляет, говорит и пишет свою мысль. А компьютер выдает чью-то информацию». (Калыков Алтын, 5-а класс).

Вопрос - «Кто сильнее, человек или компьютер?»

«Я думаю, что сильнее человек. Он живет и радуется жизни, и тем он набирает силы, а компьютер стоит на столе и стоит». (Мельникова Дарья, 5-а класс).

« Компьютер сильнее человека, он может работать сутками. Человек не может работать без сна и отдыха». (Калыков Алтын, 5-а класс).

«Человек сильнее компьютера, потому что он может продать компьютер, выкинуть его. Человек умеет драться, а компьютер может драться только в игре. Я хочу сказать ученым, что компьютер в будущем будет еще умнее, а человек еще сильнее». (Воловникова Кристина, 5-а класс).

«Человек, несомненно, сильнее компьютера. Еще я считаю, что он мог бы прекрасно жить и без компьютера». (Дунаев Иаков, 5-а класс).

«Главное, что надо запомнить, что компьютер без человека – мертвое железо! Сила и ум компьютера полностью зависят от сигналов, которые в компьютер заложил человек». (Маркин Антон, 5-а класс).

« Я думаю, что человек сильнее, чем компьютер. Человек питается пищей, компьютер – электричеством, люди рождаются, а компьютеры – производятся. Человек управляет компьютером, не компьютер человеком. Человек дает силу компьютеру. Я хочу, чтобы производители подумали о том, что компьютеры могут в будущем занять место человека». (Неустроев Стас, 5-а класс).

«Я считаю, что компьютер умнее человека. Просто человек, который создал компьютер, не предусмотрел все возможности компьютера. Когда человек создал компьютер, он был умен, но в дальнейшем компьютер развивался и становился умнее человека». (Лобанова Татьяна, 5-а класс).

«Я думаю, что человек и компьютер равны по силе. А умнее все-таки человек!» (Малыгина Юлия, 6-а класс).

А вот рассуждения, которые привел по этим вопросам Котельников Сергей, 5-а класс.

« Кто умнее, человек или компьютер? На первый взгляд может показаться, что компьютер, несомненно, умнее человека, так он в своей памяти содержит гораздо больше информации, чем мы. Он во много раз быстрее производит всевозможные вычисления. Ему в какой- то степени даже легче «жить», так как из его памяти в любое время можно удалить то, что не нужно, а вот из памяти человека, к сожалению, это сделать совершенно невозможно, и порой люди мучаются всю жизнь терзающими их воспоминаниями. И все же, кто умнее? Однозначно – человек! Ведь это именно он, опираясь на свои познания во многих областях и свой опыт, создал себе в помощь такую умную машину.

Кто сильнее, человек или компьютер?

Мне кажется, что совсем невозможно сравнение по этому параметру. Физическую силу соотнести нельзя в данном случае. Сильны здоровьем? Если брать обобщенный опыт человечества, то, конечно, человек сильнее, так как именно он изобрел компьютер. Правда, если за клавиатурой сидит не специалист, то, естественно, что машина в этом случае умнее человека. У человека есть душа, и он в ней силен, он способен преодолеть и познать многое (даже без помощи компьютера, а вот компьютер без человека обойтись не может)».

Опрос обучающихся 8-х классов по этим же вопроса позволил сделать вывод, что ребята этой параллели считают, что компьютер и человек равны по силе, а по уму человек уступает компьютеру.

«Человек использует всего 10% возможностей своего мозга, и все-таки человек умнее машины».

«Компьютер умнее человека. У него больше памяти. Компьютер подсказывает, где ошибки и где нужно поставить запятые».

«Если в драке без правил и с оружием, то победит человек, а если по подниманию тяжестей, то – робот».

В процессе исследования учащиеся сами придумывали и задавали разные вопросы мне и друг другу. Оказалось, что вопросы, связанные с взаимодействием человека и ЭВМ (в частности, с компьютером) их волнуют и им интересны.

Может ли компьютер действовать без участия человека?

Сможет ли компьютер, обученный правилам игры в шахматы, одержать победу над шахматистом-человеком?

Кто, люди или компьютеры, наиболее эффективно выполнят задачи исследования?

В каких, на ваш взгляд, видах спорта победу одержат люди, а в каких роботы?

Если робот принял человеческий облик, по каким качествам можно отличить от него человека?

Ответы на последний вопрос показались мне интересными. Я приведу несколько ответов на них.

– Как отличить человека от робота?

Отличить человека от робота можно по следующим признакам:

По привычкам (у человека они есть, у роботов – нет);

По реакции животных (собака может определить, кто перед ней, робот или человек);

По отношению к природе (робот не может любоваться красотой природы), к животным

У роботов нет крови;

По цензурной речи робота

Робот никогда не сможет продолжить свой род, у него нет родителей;

Робот не умеет расслабляться;

Человек чувствует обиду, боль;

По реакции на магниты;

Робот не дышит;

У робота нет чувства юмора;

У робота нет сердца, он не умеет любить;

У робота нет характера;

У робота лучше зрение и он не моргает;

По глазам, у человека – грустные, влюбленные, радостные глаза, а у робота - мертвый взгляд;

Роботам не снятся сны;

По внешнему виду;

Робот не устает;

У робота нет слез;

Робот не умеет обманывать, пока его этому не научат;

«У человека быстро передвигаются ноги, а у робота они – заедают».

« Робот не понимает вкус жизни, ему безразлична она. Он не знает страха перед смертью. Он «не держится» за жизнь»

«Человек появился от бога, а робот от человека».

«Робот не полноценен, а его внешность обманчива».

«Я очень хочу увидеть настоящего робота!»

«Если бы я встретила робота, испугалась бы и подумала: «До чего дошла технология!»

«Без стремления человека улучшить жизнь, изобрести новое – не было бы никаких роботов. В дальнейшем человек изобретет и научится делать роботов, похожих обликом на человека. Но, несмотря на все выдающиеся способности роботов, они никогда не будут похожи на людей, ведь только у человека есть такие чувства как жалость, самопожертвование, только люди обладают такой гаммой эмоций, как гнев и радость, смех и слезы, любовь и ненависть». (Бушнина Дарья, 7-а класс).

«Если бы робот в обличии человека пришел бы к нам в класс, я узнал бы его сразу, а может и нет!».

«Если сзади торчит проводок, то нужно спросить: «Что это?» Если ответит: «Это моя система», значит это – робот».

«Робот может прожить без воздуха».

«Роботу никогда не стать лучше человека. Ведь мир принадлежит людям, а не роботам!»

«Робот не способен любить. Ведь любовь – это чувство, присущее только людям. Любить может только человек, у которого есть сердце».

«Разве робот сможет написать трагедию «Ромео и Джульетта», сочинить симфонию?»

Сочинение Языковой Татьяны, ученицы 7-а класса

«Конечно, робот может принять облик человека. Но он много не будет знать, понимать. Например, почему идет дождь, снег.

Однажды произошла такая история. Робот гулял в парке, где играли дети. Светило солнце. И внезапно пошел дождь. Люди достали зонты, а робот растерялся и стал кричать. Он очень испугался и встал под крышу дома. Там сидел мальчик и радовался дождю. Робот спросил мальчика: «Почему ты так радуешься дождю?» Андрей ответил: «Это так красиво и приятно. Светит солнце и идет небольшой дождик!» «Просто, я робот и не понимаю всего этого», - ответил робот. Но мальчик не испугался, не бросил робота, не убежал к папе с мамой. Он удивился этой встрече. Андрей познакомился с роботом. Это осталось их тайной. С тех пор робот нашел своего хорошего друга и не боится дождя».

Полученные данные заставляют задуматься о том, что большинство учащихся 7-8-х классов признают превосходство компьютера над человеком. А вот 5-6-классники считают, что человек главнее и значительнее компьютера. Может быть, стоит на уроках информатики больше проводить бесед на такие темы, как вышеизложенные вопросы. И тогда ученики придут к выводу, как в том мультфильме: «Компьютеры и люди, давайте жить дружно!», и «компьютер может стать дружественным и могучим помощником ребенку в развитии его интеллекта» (А.П. Ершов).

Литература.

  1. Волков А. «Ну что, брат человек, теперь я твой преемник!» / Знание-сила. -2001. № 10. –с. 10-17.
  2. Вершинин О.Е. За страницами учебника информатики: Книга для учащихся 10-11 классов средней школы.- М: Просвещение, 1992.
  3. Петров В. Вести себя по человечески / Техника молодежи. – 2002.– 4. с.4-5.
  4. Тимофеев А.В. Информатика и компьютерный интеллект. – М: Педагогика, 1998.
  5. Сергин В. «Мозг, как вычислительная система» / «Информатика и образование» – 1997 № 6 – с. 99-104.
  6. Земля у нас одна / Техника – молодежи. –2003. –№7. с. 5-6.
  7. Петров В. Вести себя по человечески / Техника – молодежи. – 2002.– 4. с.4-5.
  8. Роботы, которые умеют плакать / ГНО. – 2003. – № 6. - с.18.

Извечный вопрос — когда компьютер достигнет возможностей человеческого мозга? Некоторые ученые уже сейчас говорят, что в ближайшее время сообразительность машин достигнет уровня человека.

Но это с какой стороны посмотреть. Оказывается, наш мозг, по своим возможностям настолько мощный вычислительный центр, что всем компьютерным системам не сравниться с ним еще весьма долго.

Говоря об интеллекте человека, сравнивая скорости принятия решения, наш мозг машины догонят очень скоро. Но только в этом. Всем известно, что мыслительный и запоминательный процесс занимает лишь малую долю в нашем мозге. А вот объем хранящейся в нем информации, скорость передачи, другие возможности, несравнимы пока ни с какой машиной. Мы еще долго будем намного более серьезным вычислительным центром, чем любые . И вот цифры.

Мозг или компьютер — что мощнее?

Мартином Хилбертом и Присцилой Лопес в течение нескольких лет проводились исследования в области информации. Они подсчитали, что развитие идет весьма стремительно. К суперкомпьютерам, ПК, ноутбукам, за последние годы добавились мобильники, андроиды, Айфоны. Они несут, производят и передают огромные объемы информации. Но ученые решили подсчитать, сколько человечество на сегодняшний день имеет информации, какова скорость и объем ее передачи и т.д. Результат ошеломил, а вот выводы поставили ученых просто в тупик. Особенно тех, кто говорил о том, что создание компьютера, который был бы сравним с человеческим мозгом, в ближайшие десятилетия и века, будет возможен. Нужен не просто скачек в технологиях. В 2007 году производительность всех компьютеров мира составила 6.4 x 10^18 действий в секунду. Если бы человек сидел и производил подсчеты на калькуляторе, то это заняло бы 2200 раз больше времени, чем прошло с …. момента Большого взрыва. В общем, со времен начала времен.

Вся накопленная человечеством информация, записанная от манускриптов, до дисков блюрей, хранящаяся на всех серверах и винчестерах, приблизительно равна 400 экзабайт информации. Сохранить человечество может сразу, используя всю свою мощь за секунду 295 триллионов мегабайт. Казалось бы, чудовищное число, если всю информацию скинуть на диски, то столбик бы был до орбиты Луны. А это, как ни как 400 000 километров. За каждую секунду мы способны передавать 2 квадрильона мегабайт.

Действтельно ли мозг быстрее обрабатывает информацию?

Но вот дальнейшие выводы показали, что, увы, мы еще рано заявили о том, что способны создать аналог человеческого мозга. Мозг человека, каждый импульс нейронов которого равен одному биту информации, по скорости превосходит на четверть. Это еще не все. Вся информация, которую способно сохранить человечество, меньше занимает место, чем информация, которая содержится в человека. Все процессоры мира, одновременно объединенные, от мобильника до суперкомпьютера, способны произвести 6,4 триллиона миллионов операций в секунду. Но мозг человека способен совершать большее количество операций в секунду.

Увы, это меньшее, на что способен наш мозг. По скорости, объему, и другим основным показателям, биологическое тело человека и его мозг содержит больше информации, гораздо быстрее ее обрабатывает и передает. В общем, электронике еще очень далеко до такого суперкомпьютера, как человек. А те сравнения, которые приближают способность ПК к умственным способностям человека, имеется в виду лишь наше сознание, которое занимает микроскопическую часть, в работе всего мозга.